Круглый стол. COVID-19

17.08.2020

«COVID-19: Центр Правосудия помогает разобраться в актуальных вопросах защиты прав физических и юридических лиц в период распространения коронавирусной инфекции»


Глобальная пандемия коронавирусной инфекции повлекла полную остановку экономической жизни граждан и организаций, в связи с чем потребовались экстренные меры по предотвращению банкротств и потери платежеспособности отдельных отраслей и компаний. Правительством были предложены несколько пакетов мер по поддержке граждан, а также малого и среднего бизнеса, однако предоставленные возможности не обеспечили полную защиту от уже наступивших последствий. Говоря об актуальности вопросов защиты прав вследствие наступления экономического кризиса, считаем необходимым выделить несколько направлений:

1) кредитные правоотношения;

2) налогообложение;

3) предпринимательство;

4) арендные правоотношения.

Рассмотрим далее каждый из указанных пунктов.

В целях исполнения поручений президента, озвученных в обращении к населению 25 марта 2020 года, Госдума приняла Закон, предоставляющий ряд преференций в сфере кредитования физическим лицам и субъектам малого и среднего предпринимательства. Это так называемые кредитные каникулы. Кредитные каникулы означают установление для заемщика по его требованию на срок не свыше 6 месяцев льготного периода, в течение которого не уплачиваются платежи по кредиту (займу) либо размер платежей снижается (ч. 1, 2 ст. 6, ч. 1, 2 ст. 7 Закона).

В течение льготного периода не происходит (ч. 14 ст. 6, ч. 9 ст. 7 Закона):

  • начисление неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов по кредиту (займу);

  • предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору займа);

  • обращение взыскания на предмет залога (или предмет ипотеки), обеспечивающий обязательства по кредитному договору (договору займа);

  • обращение с требованием к поручителю (гаранту).

При этом кредитные каникулы не отменяют начисление процентов на сумму основного долга (ч. 18 – 27 ст. 6, ч. 13 ст. 7 Закона).

В целях грамотной защиты нарушенных или оспариваемых прав, Центр Правосудия предлагает следующие пути рассмотрения и разрешения споров: 

  1. проведение правовой экспертизы договора, оценка законности каждого пункта и последствий их невыполнения;

  2. помощь в диалоге с банком при возникновении спорной ситуации;

  3. обращение в судебный орган с целью оспаривания незаконности включения пунктов договора, ущемляющих Ваши права;

  4. при наличии иска со стороны банка, предоставление возможности снижения размера неустойки, штрафов, пени;

  5. подача искового заявления о взыскании незаконно уплаченных Вами комиссий, неустоек, штрафов, пени;

  6. подача ходатайства о предоставлении Вам отсрочки выплаты долга.

Кредитные каникулы предоставляются (ст. 6, 7 Закона): физическим лицам, юридическим лицам и ИП, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Льготы действуют в отношении кредитных договоров (договоров займа), в том числе кредитных договоров, обязательства по которым обеспечены ипотекой.

Далее, необходимо выделить еще одну категорию – налогообложение, что стало одним из первых направлений по государственной поддержке. Здесь стоит отметить, что такие понятия как «отсрочка» и «продление сроков» достаточно разные позиции в налоговой системе: в первом случае отсрочка производится в порядке непосредственного волеизъявления налогоплательщика в форме заявления, во втором – продление сроков осуществляется автоматически, по установленным правилам налогового законодательства. 

Федеральная налоговая служба внесла необходимую информацию на официальный портал, где указаны сроки по уплате того или иного налога, а также период, на который продлены сроки уплаты страховых взносов. Для наиболее полного ознакомления с мерами поддержки, служба предоставила пользователям сервис проверки возможности получения отсрочки/рассрочки по налогам по ИНН или ОГРН/ОГРНИП налогоплательщика. 

В случае удовлетворения компании/ИП условиям получения беспроцентной отсрочки/рассрочки по налогам, субъекту необходимо подать в налоговый орган в соответствии с территориальной принадлежностью заявление по форме, закрепленной ФНС России. Если субъект нуждается в получении отсрочки/рассрочки на период свыше 6 месяцев, то следует также представить в налоговую инспекцию соответствующее доказательство наличия обеспечения (в виде залога, поручительства или банковской гарантии). 

Также, властный аппарат решил предоставить субъектам МСП еще один спасательный круг в виде поправок в часть вторую Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ): участники предпринимательства освобождаются от исполнения обязанности по уплате налогов, сборов за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко 2 кварталу 2020 года, а также возможности применения пониженных тарифов страховых взносов по ставке 0%. 

Считаем необходимым подчеркнуть важный нюанс: несмотря на наличие большого количества мер по поддержке, налогоплательщики в должном порядке обязаны предоставлять налоговые декларации с исчисленными суммами налогов в установленные законом сроки. На основании представленных документов налоговый орган самостоятельно произведет учет освобождения от обязанности по уплате налогов. 

Далее, стоит отразить аспекты предпринимательства, где в зависимости от субъекта такой деятельности, государство предоставило различные виды помощи, поскольку вспышка заболевания подвергла «экономической опасности» гостиничный бизнес, деятельность туристических агентств, деятельность в области здравоохранения и другие виды деятельности, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434 (далее – Перечень).

Чтобы определить, относится ли организация или ИП к кругу получателей мер поддержки, необходимо сопоставить закрепленный в Перечне код ОКВЭД с кодом ОКВЭД, указанным в сведениях о таком лице в ЕГРЮЛ/ЕГРИП (для большинства мер поддержки – в качестве основного кода, однако есть исключения) на определенную дату. В данном случае отметим, что властный аппарат решил формально определить виды наиболее пострадавших отраслей экономики, что вызвало недовольство среди населения, а также непосредственных участников экономико-финансового оборота. 

На сегодняшний день Перечень непрерывно обновляется, однако данные новеллы не позволяют решить распространяющуюся проблему и пресечь ее дальнейшее активное развитие. В апреле этого года Торгово-промышленной палатой России среди предпринимателей был проведен опрос на тему получения господдержки, в котором участвовали 24 тыс. субъектов предпринимательства. По результатам опроса примерно 48% респондентов не получили государственную помощь, вследствие чего были вынуждены приостановить свою деятельность. Еще 48% сообщили о невозможности воспользоваться предложенными мерами в связи с отсутствием в Перечне подходящей категории бизнеса для данных участников. 

Для того, чтобы разобраться, относится лишь Ваша деятельность к категории малого и среднего предпринимательства, необходимо четко установить критерии и процедуру признания исходя из норм Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон об МСП). Указанный закон наделяет лицо правом быть субъектом малого и среднего бизнеса исключительно на основании внесенных сведений в Единый реестр малого и среднего предпринимательства (далее – реестр МСП). Иными словами, без наличия в реестре МСП данных о субъекте, лицо не сможет подтвердить свой правовой статус в качестве такого субъекта предпринимательства. «Ничего личного, только вирус» могли подумать граждане и организации, однако исключительный характер ситуации позволил государству пойти навстречу участникам экономической арены, и ФНС России в мае этого года решили обновить реестр МСП, и внесли сведения о еще 69 тыс. предприятиях и ИП, относящихся к данной категории. 

Следующее, что необходимо отразить, это механизмы защиты прав арендатора и арендодателя. В интернете активно распространяется информация о взаимосвязи форс-мажора и непреодолимой силы с пандемией. Как дальше продолжать арендные правоотношения? Какие нормы предусмотрены законодательством для защиты арендатора и арендодателя? Что делать с арендной платой? Можно ли не платить арендную плату? Ответы на данные вопросы рассмотрим далее.

В рамках введения Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в статье 19 введены три механизма защиты прав арендатора. В части 1 названного закона установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году.

Резюмируем: законодатель наделил арендодателя обязанностью по заключению дополнительного соглашения с арендатором об отсрочке платежа в 2020 году. То есть, в рамках арендных правоотношений достаточно направить корпоративное обращение с требованием лица отсрочить оплату аренды. Здесь следует обратить внимание на два момента: первое – это необходимость письменного уведомления арендодателя о волеизъявлении арендатором ссылаться на статью 19 указанного ранее закона; второе – это понимание сущности отсрочки, то есть обязательства остаются, и их в соответствующие сроки необходимо погасить. Условия и сроки такой отсрочки устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». 

В п.1 Постановления установлено, что настоящие требования применяются к договорам аренды недвижимого имущества, которые были заключены до принятия ограничительных мер органами государственной власти в 2020 года. То есть, если Ваш договор заключен, к примеру, до принятия Постановления губернатора Краснодарского края от 13 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», то настоящие требования могут распространяться на ваше правоотношение (при соблюдении условий, указанных в Постановлении). 

Часть 3 ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ указывает следующее. В случае невозможности использования имущества в связи с принятием Постановления губернатора Краснодарского края от 13 марта 2020 года, арендатор вправе требовать уменьшения арендной платы за период 2020 года. Из системного толкования норм следует, что если арендатор реально не может исполнить свои обязательства надлежащим образом в связи с введением ограничений органами власти, и арендодатель уклоняется от заключения такого соглашения, то последний ведет себя недобросовестно (если исходить из общих начал ГК РФ). 

Однако, следует исходить из фактической и индивидуальной сущности арендных правоотношений, в силу чего рекомендуем вести живой диалог с контрагентами, а также своевременно обращаться за квалифицированной помощью.

Теперь, перейдем к ответу на наиболее существенные вопросы граждан:

1) возможно ли не платить арендную плату арендодателю, если он отказывается заключать дополнительное соглашение? Ответ: арендную плату Вы платить обязаны. Арендодатель обязан будет с Вами заключить дополнительное соглашение на отсрочку арендной платы, порядок и условия которой установлен Правительством РФ.

2) можно ли оплачивать обеспечительным платежом счета по аренде? Вопрос сложный. Центр Правосудия рекомендует провести прямые переговоры с арендодателем. Прямого запрета законом не установлено. Если Вы достигнете соглашения с арендодателем, рекомендуем письменно составить документ, подтверждающий Ваши взаимно-добровольные действия.

3) распространяются ли действия Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на правоотношения между арендатором и субарендатором? Ответ: да, распространяется. Это вытекает из общих начал договора аренды.

В случае, если арендодатель отказывает или не идет на взаимные уступки, Центр Правосудия советует грамотно выстраивать свою линию защиты, и обращаться за квалифицированной помощью к специалистам нашей юридической компании. 

На основании вышеизложенного, а также для наиболее продуктивной защиты нарушенных или оспариваемых прав вследствие распространения коронавирусной инфекции, Центр Правосудия рекомендует Вам занимать активную позицию в данном направлении, и обращаться за юридической поддержкой к специалистам нашей компании.

Защищайтесь грамотно!

Текст был подготовлен сотрудником ООО "Центр правосудия" Никитиной Полиной Сергеевной.
+

Оставьте свой номер телефона и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время

Отправляя эту форму вы соглашаетесь с условиями хранения персональных данных.